Наиболее распространенным традиционным праздником весеннего и всего годового цикла сельскохозяйственного календаря, народов Дагестана являлся праздник первой борозды, который открывал начало весенне-полевых работ.
Постоянного дня проведения этого праздника не существовало, отмечали его в зависимости от погодных и почвенных условий. Чаще всего он отмечался в 20-х числах марта, иногда, и в апреле. До совершения обряда "выхода плуга" никто не имел права начинать весеннюю пахоту, так как считалось, что урожай хлебов, обилие влаги для полей зависят от удачливости пахаря, проведшего первую борозду. Поэтому главным пахарем старались выбрать человека удачливого, известного "легкостью руки", опытного земледельца почтенного возраста, имевшего много детей и внуков.
Здесь, кроме рационального использования хозяйственных навыков таких лиц, большое значение придавалось вере в то, что люди, имевшие многочисленное потомство и достигшие долголетия, известные среди джамаата добротой, могут магическим путѐм передать свои качества полям и посевам, что благотворно скажется и на будущем урожае. В реальной жизни действия пахаря часто ограничивались двумя – тремя чисто символическими заходами с плугом при вспашке и бросанием на землю при севе первых пригоршней зерна.
Праздник первой борозды сложился в Дагестане, по мнению ученых, довольно рано – в 1 тыс.до н.э. На всѐм Кавказе празднование начала весенне-полевых работ было наиболее торжественным у народов Дагестана. Он был одним из самых популярных народных праздников.
У некоторых народов горного Дагестана к концу мая – началу июня приурочивались праздники цветов, обычаи организации летнего досуга – «цукверин сувар», «гарьба» (лезгины), «суссупажи», «сиссип», «мурсала» (даргинцы). Так, например, в пору цветения трав в Самурской долине Южного Дагестана отмечался один из интересных народных праздников – праздник цветов («цукверин сувар»). Праздник приурачивался к периоду сбора лечебных трав для домашних нужд.
В пищевом рационе лезгин эти травы занимали большое место. Из них готовили начинку для пирогов («афарар»), приправу сдобренную кислым молоком («канбар») и др.
Уборка урожая и сенокос – один из основных моментов осеннего цикла сельскохозяйственного календаря народов Дагестана. Как правило, сенокос предшествовал жатве. Начинать сенокос поручали самому уважаемому в селе человеку, рука которого считалась «легкой». Только после такого торжественного начала разрешалось приступать к уборке сена остальным.