Легенды народов Дагестана

Шарвили

Ротонда «Шарвили», село Ахты вершина горы Келез-хев.
Шарвили – национальный герой южного Дагестана. Он был великим воином-защитником Родины
и неутомимым землепашцем. Его судьба является символом долгой и трудной борьбы лезгинского народа за свободу и справедливость.

Легенда гласит, что наш герой, подобно Антею, имел одну слабость – он не мог отрываться от земли. Однажды, в месте, где в настоящее время перекинут Мост Идриса через реку Ахты-чай, Шарвили, успешно одержавший множество побед в схватках с врагами, был запрошен способностью перескочить с одного берега на другой – с "Кузея на Гуней". Не задумываясь, богатырь разогнался, но коварные предатели засыпали его место старой горошиною и прикрыли сверху тонким ковром. Как только Шарвили оттолкнулся, он поскользнулся на горохе и разбился о скалу, погибнув.

Говорят, Шарвили похоронен в его родном ауле Ахты, однако точное местоположение его могилы остается неизвестным. Каждый год в Дагестане проводится великий праздник в честь легендарного героя. Тысячи людей отправляются в паломничество к подножию горы, на вершине которой по преданию похоронен меч Шарвили. В 2009 году земляки воздвигли прекрасную ротонду в память о нем – она состоит из шести белых колонн и серебряного купола. Здесь молодые люди демонстрируют свою силу и ловкость, а девушки плетут венки из ароматных горных цветов. Фольклорные коллективы исполняют песни и танцы, передающие дух старины. Мальчишки и девчонки с удовольствием наслаждаются щедрым разделыванием медовой пахлавы и запивают ее сладким шербетом.

Спящая красавица

Скалы Верхнего  Гуниба, в народе называют "Спящей Красавицей"
Над аулом Гуниб в Дагестане возвышаются огромные скалы на севере и северо-западе. Если пристально вглядеться в их контур, то на фоне закатного неба можно рассмотреть силуэт спокойно обитающей девушки. Виден головной убор, который закрывает широкий лоб, длинные ресницы прилегают на глаза, прекрасный подбородок и высокая грудь. Местные жители называют эту скалу "Спящей Красавицей" или "Дочерью Шамиля".

Согласно легенде, жил-был хан, у него выросла прекрасная дочь. Сердце сельского пастуха замигало от любви к ней. Девушка ответила на его чувства. Однако свадьба была исключена из возможных событий. Отец узнал о любви молодых людей и сильно разозлился. Он вызвал дочь и сказал ей: "Сходи на гору и проведи там всю ночь, утром расскажешь, отказалась ли ты от своего желания". Девушка ушла и селa на краю скалы. Нечего было думать: она навечно полюбила простого парня. Прохладно стало. Внизу, в темном ущелье, ветер шумел. Дочь хана легла и уснула. На рассвете хановы слуги пришли на гору и увидели девушку, превратившуюся в камень и ставшую неразрывной частью скалы. Ее возлюбленный, который пас овец на горах Кегера, увидел это и от горя тоже превратился в камень. Когда вы заметите "Спящую Красавицу" на фоне закатного неба, обратите взгляд назад. Там, за рекой Кара-Койсу, на скалах Кегера, вы увидите очертания застывшего юноши.

Бархан Сарыкум

Песчанный бархан Сарыкум.
На краю гибридных гор и широких степей Дагестана находится одна из самых впечатляющих природных достопримечательностей. Это бархан Сарыкум – таинственный участок азиатской пустыни, затерянный среди горных вершин. Впервые мир узнал о существовании этого бархана в XIX веке, благодаря знаменитому французскому писателю Александру Дюма-отцу, который прославил его прекрасу в книге "Кавказ от Прометея до Шамиля".

Сарыкум, что в переводе с кумыкского означает "желтый песок", состоит из нескольких барханов, которые занимают сравнительно небольшую площадь – около десяти километров длиной и трех-четырех километров шириной. Высота Сарыкума постоянно меняется под влиянием ветра, но в среднем составляет около 260 метров. Это самый высокий бархан не только в России, но и во всей Евразии. Сарыкум возрастом уже несколько сотен тысяч лет.

Ветер постоянно меняет форму бархана, но его основание всегда остается на одном и том же месте – на самом краю Кумторкалинского хребта, где горы сходятся с равниной. Существует множество легенд о происхождении Сарыкума. Одна из таких легенд рассказывает, что перед тем, как отправиться в поход против Тохтамыша, Аксак-Темир приказал каждому воину набрать песка в шлем и высыпать его в одном месте. Когда каждый воин опорожнил шлем, перед великим военачальником вырос песчаный холм. Именно тогда он поверил в свои возможности и решил подчинить себе могущественную Золотую Орду, которая в то время включала и Северный Дагестан.

Но есть и другая история о возникновении Сарыкума. В деревне Кумторкала жил молодой человек по имени Ибрагим, у которого была дочь по имени Барият – красивая и обаятельная девушка. Многие парни стремились покорить ее сердце, однако Барият возлюбила Булата. Булат много раз просил у Ибрагима руки его дочери, но каждый раз получал отказ. Девушка стояла на своем и не соглашалась выйти замуж за кого-то другого. В конце концов, Ибрагим сказал Булату: "Докажи свою любовь к моей дочери, принеся с моря и насыпав за рекой Шура-озень гору песка, с вершины которой ты сможешь увидеть нашу саклю". Булат согласился на это испытание.

Прошли месяцы, годы. С каждым днем гора росла все выше. Задача принести песок с берега моря становилась все тяжелее, Булат уставал, но он не сдавался. И вот, поднявшись на вершину горы, он увидел знакомую саклю на крыше дома. Хотя он не мог ясно разглядеть лицо женщины, он узнал свою возлюбленную. Булат спустился с горы и перешел реку – наконец-то он сможет взять свою любимую в жены. Однако по приближении он обнаружил, что жена его возлюбленной оказалась старой и изможденной женщиной. Это был неожиданный и горький разочарование для него. Он заметил, что у этой женщины седеют волосы, щеки ввалились, а глаза были высохши от слез. Он увидел, что сам он стал старым, что промелькнула его длинная белая борода. Время неумолимо прошло, сметая молодость и жизнь... И вот возле дагестанской деревни Кумторкала возник песчаный гигант – вечный символ несбывшейся любви Булата и Барият.

Впрочем, настоящей причиной образования песчаного гиганта являются ветры, которые веками сносили песок с гор и скапливали его в одном месте. Так с течением времени возник огромный бархан. Ветры играют важную роль в формировании внешнего облика Сарыкума, но они несут лишь перемену, в то время как сам бархан остается неподвижным на своем месте. Бархан Сарыкум признан природным памятником и находится под охраной, чтобы беречь его уникальность и величие.

Семь братьев и красавица сестра

Хучнинская крепость "Семи братьев и одной сестры".
В солнечном Южном Дагестане существует множество легенд о хучнинской крепости. Одна из них повествует нам о семи бравых братьях и их богатой красавице-сестре, у которой от природы были длинные волосы. С ее помощью они доставали чистую воду из речки для строительства крепости. Веками эти отважные братья вели кровавую войну со своими врагами.

Однако судьба решила испытать их на прочность. Вдруг, из-за непредсказуемого оборота событий, сестра семи братьев влюбилась в предводителя врагов своих братьев. Покуда она мирно набирала воду со сливы, она растворила в ней немного соли и залила соленой водой ружья своих братьев. Ружья испортились, и братьям угрожало поражение.

Но благодаря своим верным мечам, братья одержали победу над своими врагами. Искупив предательство, они связали изменницу-сестру и старший брат изрубил ее на множество кусочков. Похоронили ее в лощине, расположенной к югу от крепости Хучни.

Естественно, легенда не ограничивается одной лишь этой концовкой. В других вариантах исход истории был иной. Враги, проникнув в замок Табасаран, убили всех семерых бравых братьев и также предательски кончили с сестрой. Они полагали, что та, изменив своим братьям, изменит врагу, которого она так пристрастилась. И говорят о том, что табасаранцы, презирая изменницу, считают себе обязанными забросать ее могилу камнями. В результате такого ритуала образовалась огромная каменная гора. Само место захоронения уже не так легко найти, однако каждый, кто пройдет мимо, бросит туда свой камень.

И наконец, одна из возможных развязок легенды о семи братьях вполне предсказуема. Вражеские войска, чьим вождем являлся возлюбленный сестры, обещали, что братья останутся живыми и получат вожделенные земли вокруг. Однако, как выяснилось, обещание это оказалось ложным, и по трагичной случайности сестра оказалась в нужное время в нужном месте. Помогая врагам захватить крепость, она не могла и предположить, что они нарушат данное слово и нападут на ее братьев. Но двум из них удалось спастись на скорых конях. Они смогли объединить всех табасаранцев и противостоять захватчикам, не позволив им покорить верхний Табасаран. А изменницу-сестру они приковали к земле с помощью множества камней. Один из семи братьев, по имени Касум, решил обосноваться в окрестностях местечка, который сейчас и называется Касумкент. Так появилось название села, ставшее свидетелем этих событий.

Как каратинцы обманули Хунзахского хана

Ахвахский район, село Карата
В ауле Карата хранятся легенды о беспощадной борьбе с хунзахскими ханами, которые насаждали страх в сердцах жителей. На страже мира и свободы каратинцев — Малле, чья мужественная душа во всей своей величине раскрылась, когда он узнал о наступающем Ибрагим-хане с огромной армией.

Этот холм поднялся над Каратой и открывал великолепный вид на всю округу: Анди, Цунты и Бурту. Малле немедленно отправил послов во все соседние аулы с просьбой срочно направить своих лучших бойцов для отражения набега Ибрагима. При этом Малле твердо решил, что женщины Караты продолжат работать на полях, несмотря ни на что, а дети отправятся на большое поле играть в мяч, словно ничего не предвещает беды.

Взрослых мужчин Малле разбил на небольшие отряды и одну группу за другой послал по разным дорогам, ведущим к врагу. Ибрагим-хан удивился и сказал: "Я не предполагал, что каратинцы обладают таким огромным количеством сил. Взгляните, сколько отрядов идет против нас. Заметьте, как много женщин трудится на полях. Посмотрите, сколько детей беспечно играет в мяч и веселится."

Над горой, где Ибрагим-хан расположил свой лагерь, возвышались обломки разрушенного аула Эшха. Решительные люди Малле собрали золу в большие глиняные кувшины и сбросили их сверху. Облака пыли заполнили воздух, словно свидетельствуя о наступлении новых отрядов. Ибрагим-хан подумал, что подоспели свежие силы, и произнес: "Их настолько много, что нам лучше иметь в них друзей, а не врагов." Он предложил мир и, благодаря незаурядным усилиям каратинцев, гора и пастбище, названное Бахкул, остались в руках людей. Сегодня это место все еще напоминает о прошлых событиях, потому что Бахараб Куби по-аварски означает "отнятое пространство".

Легенда о Камалил Башире

Могила Камалил Башира в Чохе
Северный Дагестан славен своими народными песнями, в которых воспевается удивительно прекрасный юноша из Чоха — Камалил Башир. Сын Камала, он отличался от своих сверстников захватывающей изящностью и исключительной красотой.

Его голос звучал так искусно, словно сама музыка. За кружкой выпитого им вина было заметно, как жидкость легко и без сопротивления смыкается с его горлом. Бледность его кожи, румянец на лице и мягкий, нежный взгляд — все это притягивало взоры к Камалилу Баширу.

Девушки в горах воспалялись пылкой любовью при виде его, а замужние женщины целиком погружались в его очарование, забывая о своих супругах. Плененные необыкновенной красотой этого юноши, девушки бегали следом за Камалилом Баширом. Безмолвно, постоянно и днем и ночью. Отец Камалила недовольствовался и предъявлял претензии к своему сыну. Камалил Башир уверял его, что он совершенно ни при чем и сами женщины постоянно не давали ему покоя.

Соседи предложили, чтобы отец спал в доме рядом со своим сыном. Отец Камалила согласился на такое предложение и сам убедился в том, что женщины пытаются проникнуть в комнату, где его сын готовится ко сну. Наконец, из-за всеобщего давления и неприятия, Камалилу Баширу пришлось покинуть свой родной аул.

Он бродил по чужим землям, жил в удаленных горах, в диком лесу, и страдал от тоски по родной земле. Но одиночество было тяжким испытанием для Камалила Башира, и в конце концов он вернулся в родной аул и сказал отцу: «Я не могу жить в таком одиночестве». Тут все жители Чоха сговорились и требовали, чтобы отец сам убил своего сына, иначе они сами сделают это. Отец не желал, чтобы вся деревня стала его врагом и убил своего сына.


«Проклятье Мурсал-Хану»

Курахский район, селение Кучхюр 
В Курахе есть место, которое в народе причислено к зиярату, т. е. святому месту.
Связано оно с памятью Мурсал-хана, самого злого хана из тех, кого только знали лезгины. Когда хану хотелось свежего мяса, он приказывал своим нукерам хватать первого попавшегося барана или быка, принадлежавшего курахцам. Если кто сопротивлялся ханскому грабежу, Мурсал-хан приказывал отрубить ему пальцы, затем руку, а потом резал человека как мясник скотину. Когда хан выходил на прогулку, никто несмел оставаться на дороге. Если встретишь хана, нужно было сейчас же пасть лицом к земле. Однажды, когда хан ездил в соседний аул, один бедняк не заметил хана и не упал в пыль перед ним. Хан приказал нукерам схватить бедняка и отрубить ему голову. Место, куда скатилась голова крестьянина, и объявлено зияратом.

Стихи Саида Кочхюрского, в которых рассказывалась о жестоком феодальном гнете приводили в бешенство ханов.Сурхай-хан Второй решил расправиться с Саидом Кочхюрским и пригласил его к себе на вечеринку. Хан, отметив, что Саид прекрасно поёт, нo дерзко смотрит на всех приказал своим охранникам выколоть глаза Саиду. Слепой ашуг сложил «Проклятье Мурсал-хану», в котором выразил не только свою трагедию, но и трагедию всего лезгинского народа.

«Будь проклят свет, где ты рожден на свет.
Будь проклят свет, где тьма, где правды нет.
Кровавый хан, источник наших бед,
Скажи, докуда нам терпеть, проклятый?
Ты разорил аулы наших гор,
Вверг в ад мужей, а женщин вверг в позор.
Терпеть нам это все до коих пор?
Когда, скажите, грянет час расплаты?»