История заброшенных селений

Многочисленные заброшенные аулы Дагестана, разбросанные по всей республике, являются настоящими жемчужинами туристического потенциала этого региона. Приблизительно под сто таких аулов представляют особый интерес для посетителей.

Некоторые из них доступны для поездки на автомобиле, дороги известны и хорошо обозначены. В то время как другие аулы отделены от внешнего мира бездорожьем и горными тропами, на которые осмеливаются лишь самые отважные и любознательные путешественники.

Те, кто способен пробиться через все трудности и дойти до заброшенных аулов, будут вознаграждены неповторимым зрелищем. Некоторые из этих сел сохранились практически в неизменном виде: дома, дворы, мечети - все они существуют по сей день и восхищают судьбой, которую им выпала. В других же аулах остались лишь обломки и развалины, едва различимые фундаменты, свидетельствующие о былом величии этих мест.

Если уж вы решили забраться в горы и посетить такие места, как Гунибский, Ахтынский или Дахадаевский районы, то не упустите возможность отправиться в такие известные заброшенные аулы, как Гамсутль, Кахиб, Гоор, Гра, Кала-Корейш, Амух, Ашты, Ухул, Филя и многие другие. Однако, помимо известных, существует еще множество менее известных, но также не менее интересных аулов. Перед походом в горы, проверьте, есть ли поблизости такие места и включите их в свой маршрут - это будет действительно необычный опыт.

Заброшенные аулы впечатляют историческим наследием, они представляют собой настоящий музей архаики, где можно увидеть руины, здания и обнаружить старинные предметы быта с изысканными орнаментами. Особый интерес вызывают кладбища с могильными камнями - эти памятники местной культуры придают особую атмосферу этим заброшенным местам.

Не только само заброшенное село, но и сам путь к нему не менее захватывающий — трекинг в горах предлагает потрясающие пейзажи, которые никого не оставят равнодушным. Каждая поездка в эти аулы - это не только уникальная возможность узнать историю и культуру Дагестана, но и прочувствовать их величие и красоту собственными глазами. И несомненно, они станут незабываемым опытом для каждого путешественника.

Гамсутль

Гунибский район, аул призрак Гамсутль
Гамсу́тль — удивительное село Гунибского района Дагестана. Здесь каждое название имеет свою историю и значение. В переводе с аварского языка "гамсутль" означает "у подножья ханской крепости", но также существует и другой вариант перевода - "крепость царя". Поселок расположен в 10 километрах на юго-восток от районного центра - села Гуниб, на берегу реки Цамтичай. Над уровнем моря его высота превышает 1500 метров.

В прошлом Гамсутль был живописным и процветающим поселением. Уже в прошедшем веке в селе существовали магазины, небольшая больница и даже родильное отделение. Дорога в эту горную деревню была вполне доступна для автомобилей и других видов транспорта.
Однако около сорока лет назад жители Гамсу́тль начали постепенно покидать свое место жительства, предпочитая переехать в крупные и более доступные населенные пункты. В результате, село постепенно осиротело, и в 2015 году скончался последний его житель.

Исследователи утверждают, что возраст Гамсутля оценивается примерно в две тысячи лет.
На территории селения можно найти артефакты разных эпох и религий: христианские кресты, надгробия с персидскими надписями, фасады домов украшены арабской вязью, а на одной из дверей можно увидеть изображение Давидовой звезды.

В предгорьях Гамсутльмеэр возможно встретить разнообразную растительность: луговую, горную и степную. Здесь произрастают астрагалы, шалфей, подсолнечники, чабрец, экспарцет, клевер, люцерна, тимофеевка и другие виды растений.
Также в этой местности можно встретить альпийских галок, диких голубей и некоторые виды перепелов, куропаток и хищных птиц.

Старый Кахиб

Шамильский район, Старый Кахиб (Бакдаб)
Кахиб - одно из старейших поселений в Дагестане. Его история уходит в VIII-Х века, когда были построены старый Кахиб - Бакдаб и его боевые башни. Расположение селения Бакдаб населялось еще в каменном и бронзовом веках.
Кахиб - это общее название трех аулов и множества хуторов.

Слово "Кахиб" происходит от грузинского слова "Кахи", что обозначает невероятно гористый район. В 1764 году был образован "Кахибский кантон". В XI веке Кахиб вошел в число технадцати великих аулов, таких как Хунзах, Кумух, Ахты, Урада, которые были основными торговыми и хозяйственными центрами. В Кахибе был развито производство холодного оружия, украшений, одежды, мехов, обуви, а также резьба по дереву и камню. Благоприятное положение аула на "большом пути народов" от Самура до Ведено способствовало его развитию.

Старый Кахиб был известен на всем Кавказе как неприступное сооружение. В истории помнят лишь один случай наступления захватчиков, и это произошло во время нашествия татаро-монголов. После этого горцы построили наблюдательные башни прямо над пропастью и над селом, датирующиеся VIII-X веками. Такая защита была непреодолима для любого завоевателя. Единственный мост через каньон горного ручья связывал Старый Кахиб с внешним миром.

Дома в Старом Кахибе были построены в горском архитектурном стиле, где крыша одного дома служила двором для другого. Это было местом сбора джамаата и часто здесь проводились свадьбы. Улицы и переулки в селе были очень узкими, а сакли были расположены так близко друг к другу, будто они выросли прямо из скалы.

В XIX веке село Старый Кахиб процветало: здесь работало множество ремесленников, производящих оружие, каменные и деревянные изделия, посуду, обувь. В ауле жило много людей - около 350 дворов было заселено. Дома были расположены в ступенчатом порядке, как обычно на крутых горных склонах, то есть крыша соседа была двором другой семьи. Неизвестно, насколько это было удобно, но это было компактно и практично.
Обитатели аула отличались высоким уровнем патриотизма и всегда участвовали в борьбе за независимость Дагестана, а также посылали своих сыновей на передовую в битве с фашизмом во время Великой Отечественной войны. На склонах гор видны памятники погибшим жителям деревни, относящиеся к разным периодам освободительных войн.

Большая переселенческая волна началась в середине прошлого века: жители Старого Кахиба решили поселиться в Новом Кахибе на постоянное местожительство. В это время древний аул постепенно опустел, а когда здесь была построена крупная дорога, он превратился в призрак своей былой величины и со временем старел. Даже в Новом Кахибе электричество появилось только в 1970-х годах.

Гоор

Шамильский район, село Гоор
Древнее поселение Старый Гоор является значимой достопримечательностью Дагестана и привлекает внимание большинства путешественников, исследующих республику. Расположенное у самого обрыва, это селение удивляет сохранившимися оборонительными башнями, предположительно возведенными в XVII веке. Население поселения давно покинуло его и переехало на более удобные земли равнин. Новый Гоор, новое поселение, находится примерно в одном километре от старого.

Абсолютно точная дата возведения Гоорских столпов неизвестна. Скорее всего, они относятся к XVII веку, хотя на каменных стенах можно обнаружить петроглифы с символами, связанными с доисламским периодом. В основном на них изображены спиральные свастики, а также изображения лабиринтов, звезд и солярных символов. Раньше здесь жило семь семейных общин, называемых тухумами, и каждая община имела свою башню, способную противостоять осадам. В то время было очень бурное и нестабильное, и набеги врагов были частыми явлениями.

Гора и ее оборонительный комплекс были неприступными для врагов. Чтобы войти в селение, необходимо было пройти по узкой тропинке через каменные ворота, обитые широкими железными полосками. Там всегда находились стражники, ибо пройти незамеченным было невозможно. Местные жители занимались сельским хозяйством, заботились о скоте и занимались выращиванием сельскохозяйственных культур.

Башни Гоора — не единственное достопримечательность этого заброшенного поселения. Среди руин сохранилась мечеть и старое кладбище с каменными надгробиями. Интересно, что здесь можно обнаружить не только христианские захоронения, но и языческие. В окрестностях сохранились остатки фундаментов двух часовен с каменными крестами.

Внутри мечети находится могила шейха Рамазана. Над ней стоит каменный стеллаж с арабскими надписями и эмблемой шамхальского государства. По местным легендам, мечеть хранила книгу, в которой была записана история поселения Гоор со всеми значимыми событиями. Книга была крупного формата, прелестно оформлена, ее обложка была изготовлена из телячьей кожи.

С вершин Гоора открывается великолепный вид, даже удаленная часть Грузии видна на горизонте. Также на этой территории находится Язык Тролля, известный как Девичья скала. Она выступает над обрывом, вызывая потрясение у туристов. Фотографии, сделанные здесь, просто потрясающи: вокруг возвышаются горы, а на заднем плане видны заснеженные вершины, утонувшие в облаках, и скала, свисающая над пропастью.

Гра

Ахтынский район, селение Гра
Гра — древнее село в Ахтынском районе Дагестана. Местоположение села Гра находится в северной части Ахтынского района, в узком ущелье на южном склоне Самурского хребта, по дороге, ведущей из Кураха в Ахты.

История Гры изучена недостаточно, однако считается, что оно возникло в неспокойные времена приблизительно в XVII веке, когда деревни строили на вершинах гор. Это было сделано для защиты от врагов, поскольку с высоты лучше видно их приближение, и защита жилищ становится проще. Основными жителями этих мест были Лезгины.

В результате сильных землетрясений жители села вынуждены были покинуть свои полуразрушенные дома. Некоторые переселились на равнину, другие в Ахты, еще в 1964 году. Тем не менее, некоторые решили остаться. В 1970-х годах село официально исключили из списков сельсовета, и оно фактически перестало существовать. Еще несколько лет назад здесь был последний житель, но сегодня никого нет, и Гра окончательно превратилась в аул-призрак.

Кала-Корейш

Дахадаевский район, Кала-Корейш 
Кала-Корейш - это бывшая деревня в Дахадаевском районе Дагестана, которая когда-то служила средневековой столицей Кайтагского уцмийства, важного феодального владения. Главными достопримечательностями Кала-Корейша являются мечеть (основанная в XI веке), мавзолей шейхов и караван-сарай. В XVIII-начале XIX века с развитием равнинного Дагестана значимость Кала-Корейша постепенно уменьшалась, а в 1940-х годах, при советской власти, последних жителей выселили. Теперь это место стало печально известным кладбищем, которое привлекает паломников. Здесь похоронены правители, начиная с XII века и до XIX века.

В советский период, после депортации чеченцев, жители села были переселены в Шурагатский район. Когда чеченцев вернули в свои дома, кала-корейшцы ушли из Чечни, их поселили в Мамедкале, где ныне одна из улиц носит название Кала-Корейшская в память о переселении.

Сегодня Кала-Корейш превратился в лабиринт древних строений, расположенных на террасах, спускающихся с вершины горы. Также восстановлен музей и усыпальница Кайтагских уцмиев. Гора, на которой находится деревня, окружена двумя глубокими ущельями, внизу которых протекает река Буган и другая речка. Обе реки встречаются на востоке от селения и впадают в реку Уллучай.

Гора ограничена отвесными скалами со всех сторон, и только с западной стороны крепость соединена с окружающей горной системой. Это единственное направление, по которому можно попасть на территорию крепости. За перешейком и вокруг крепости раскинулась живописная горная система смешанных лесов.

Во время дагестанских походов Надир-шаха Кала-Корейш неоднократно подвергался нападениям. Одно из них произошло осенью 1742 года. В деревне произошла крупная эпидемия чумы, о чем свидетельствует древняя надпись в селе, принадлежащая XIX веку: "От чумы умерли жители Курайш-кала, так что осталось только сорок из ста пятидесяти. После этого была построена стена, а имамом их в то время был Али из Акуши. Владелец этого камня - Али Джамал".

Центральную часть крепости занимают остатки джума-мечети, и на севере сохранилась небольшая площадь. Рядом с мечетью на востоке находится фамильное кладбище правителей, огороженное стеной. По всему кладбищу расположены тонкие каменные стелы, которые были установлены между XIV и XIX веками. В начале XX века был построен мавзолей с куполом. Рядом с остатками культовых сооружений есть большие жилые кварталы, часто двухэтажные.

Филя (Верхнее Филя)

Магарамкентский район, Верхнее Филя
По данным на 1926 год село Филя было центром Филялинского сельсовета Ахтынского района и насчитывало 213 хозяйств. В нем находились школа и отделение потребительского общества. До 1934 года село входило в состав Ахтынского района, а затем (с перерывами с 1963 по 1965 годы) в Докузпаринский район.

В 1936 году был создан колхоз имени Коминтерна, а в 1961 году на его базе был образован Самурский откормочный совхоз. В 1969 году жители села начали переезжать на равнину во вновь созданный переселенческий поселок Новая Филя по решению Совмина ДАССР. Последняя семья переехала из старого населенного пункта в 1974 году. Во время процесса переселения и параллельного существования старого и нового населенных пунктов прозвище Верхняя Филя утвердилось для старого села.

Ухул

Ахтынский район, село Ухул
Уху́л — село в Ахтынском районе Дагестана. Село Ухул расположено на боковом хребте Шалбуздага, к западу от самой вершины. На берегу реки Муглахчай, которая стекает с Шалбуздага, набирая воды попутных ручьёв, и впадает в реку Ахтычай у села Курукал.

Расстояние до районного центра Ахты — 27 километров. Ухул самое высокогорное село Ахтынского района. В 2010 году Ухул покинули последние жители, но в 2014 году 15 семей выходцев из Ухула выразили желание вернуться на родину.