Гостеприимство относилось к числу важных и свято соблюдаемых обычаев и у народов Дагестана. Исследователи называют главнейшими характеристиками обычая гостеприимства право совершенно незнакомого человека остановиться в качестве гостя в любом доме и безусловную обязанность хозяина оказать ему самый радушный прием и представить все необходимое. Характерные черты гостеприимства – обязательность представления гостю приюта, ночлега и защиты.
В ХIХ – нач. ХХ в. в условиях наличия патриархальнородовых пережитков и сохранения устойчивых кровнородственных связей гость считался гостем не только отдельно взятого хозяина, но и всего тухума. Ослабление кровно – родственных и усиление соседских связей приводят к тому, что в приеме и обслуживании гостя принимают участие по степени необходимости не только родственники хозяина, но и его односельчане.
Хозяин, желающий как можно лучше встретить гостя и испытывающий в чем-либо надобность, без стеснения обращался к родственнику или соседу за помощью. В большинстве случаев надобности в таком обращении и не было, т.к. и соседи, и родственники, зная возможности хозяина, несли в его дом все лучшее, что только может понадобиться гостю: продукты питания, напитки, ковер, одеяло и т.д.
Хозяин обычно резал в честь гостя барана. Это делалось даже в тех случаях, когда в доме был запас свежего мяса. Хозяин дома, всегда имея в виду приезд гостей, все лучшее из припасов продуктов и предметов обихода откладывал для них. Гостя встречал хозяин-мужчина. Бросив все дела, какими бы важными они не были, он обязан был все свое внимание уделить гостю.
Пригласивший к себе гостя хозяин должен был обеспечить ему прежде всего спокойствие и возможность отдыха после дороги. С этой целью почти у всех народов Дагестана при строительстве дома выделяли место для комнаты кунацкой. В то же время обычай гостеприимства не позволял хозяину убить или выставить гостя, если даже обнаруживалось, что он кровник и находится в доме своего кровомстителя.
Куначество, возникшее в недрах материнского рода, по сравнению с гостеприимством, представляло собой последующий этап в развитии общественных отношений. Дружеские отношения между хозяином и неоднократно гостившим у него приезжим перерастали в куначество. Отношения кунаков напоминали отношения близких родственников и передавались по наследству, нередко охватывая несколько поколений.
Развитие отношений куначества сопровождало веками длившийся процесс ослабления кровнородственных и усиления соседских связей. Иначе говоря, оно являло собой форму искусственного родства близких по духу и питавших взаимную привязанность людей.