Художественная обработка металла

Поднос с рефленым бордюром (гравировка) и чаша (литье). Конец 19 века.
Дефицит земли и низкая продуктивность скотоводства и земледелия в Дагестане привели к необходимости народов региона искать дополнительные источники дохода. Один из таких источников - домашние кустарные промыслы, которые имели свою уникальную культуру производства.

Кустарное производство было особенно развито у дагестанских народов, где сформировались определенные ремесленные центры, специализированные на производстве различных товаров: мастера из Кубачи и села Гоцатль занимались металлообработкой, Харбук и Амузги - изготовлением оружия, Унцукуль - деревообработкой, а андийцы - войлочным производством.

В Дагестане широкое развитие издревле получила металлообработка, сложились богатая культура и традиции художественной обработки металла. Одним из древних и традиционных центров металлообработки является селение Кубачи, название которого в переводе с тюркского языка означает «кольчужники». Мастерство обработки металла кубачинцы бережно хранили и передавали от поколения к поколению, скрывая его от посторонних. Ремесленное производство заменяло кубачинцам: земледелие, и скотоводство.

Кубачинцы изготавливали панцири, ружья, пистолеты, кинжалы, ножи, украшенные орнаментом котлы разных paзмеров, а также женские пояса из золота, серебра, серьги, браслеты, газыри и другие изделия. Лучшими считались мастера по изготовлению холодного оружия из селений Харбук и Амузги.

История о мастере по изготовлению клинков Базалае из селения Нижнее Казанище действительно является знаменитой и передается из поколения в поколение. Базалай был известен своим уникальным мастерством и качеством своих изделий, которые пользовались большим спросом не только в Дагестане, но и за его пределами.
Легенда о разоблачении поддельных клинков на базаре отражает не только мастерство Базалая, но и его честность и чувство справедливости. Его репутация была безупречной, и он был горд своей работой.

В XIX веке работы дагестанских мастеров по изготовлению клинков и других изделий экспортировались в различные регионы, включая Россию. Золотые и серебряные изделия мастеров из селения Гоцатль также пользовались популярностью и были востребованы на рынках Кавказа.

Эти истории и легенды о мастерах Дагестана отражают богатство и разнообразие народного искусства этого региона, а также высокий уровень мастерства и традиций, которые передаются из поколения в поколение.